Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Я все больше и больше убеждаюсь в том, что

музыка по своей сущности не может быть втиснута

в строгую и традиционную форму. Музыка - это

краски в биении ритмов.

К. Дебюсси

 

  На музыкальном празднике.JPG Клод Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884 г.). Ученик А. Мармонтеля (по классу фортепьяно), Э. Гиро (композиция). В качестве домашнего пианиста русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 - 1882 годах посетил Россию, где выступал как дирижёр и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений.

   Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции - музыка французских клавесинистов Куперена и Рамо, лирическая опера и романс Ш. Гуно и Ж. Массне. В более позднее время значительное воздействие на его творчество оказала музыка русских композиторов М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова.

      В опере «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902 г.) достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста.

      Дебюсси является создателем нового пианистического стиля (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно имеют поэтические названия «Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна», они создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения и жанровые картины.

   Творчество Дебюсси как одного из крупнейших мастеров 20 века оказало существенное влияние на развитие музыкального искусства этого периода.

   О жизни и творчестве композитора написано много книг и исследований. В нашей стране издано немало работ, посвященных композитору, познакомиться с которыми читатель может, посетив отдел нотных изданий и звукозаписей. Мы подготовили для вас выставку с произведениями композитора и биоблиографическую подборку книг с кратким описанием:

   В творческом наследии великих людей, в том числе и композиторов, заметное место занимают письма. Они как жанр представляют особый род художественной деятельности их авторов, давая ключ к пониманию личности, творчества, эпохи. Не являются исключением из правила и письма великого французского композитора Клода Дебюсси «Дебюсси К. «Избранные письма» (Ленинград, 1986).

   Сборник статей «Дебюсси и музыка XX века» (Москва, 1983) содержит записки и статьи известных музыкальных критиков и музыковедов современности. Авторы освещают проблематику творчества Дебюсси и его влияние на музыку XX века в целом.

   В издании Дебюсси «Статьи, рецензии, беседы» (Ленинград, 1964) опубликованы в переводе на русский язык статьи и интервью Дебюсси, которые удалось обнаружить в архивах. Представленные в издании материалы ценны, по крайней мере, в трех позициях. Во-первых, они являются превосходными и незаменимыми комментариями к его творческой эстетике, позволяют глубже понять многое в той музыке, которая сделала Дебюсси одним из самых выдающихся композиторов эпохи. Во-вторых, они вводят в круг энергичной эстетической борьбы того времени, очень наглядно и живо рисуя ее противоречия. В-третьих, эти статьи и интервью содержат немало материалов для характеристики музыкальной жизни того времени.

     Монография Кремлева Ю. «Клод Дебюсси» из серии «Классики мировой музыкальной культуры» (Москва, 1965) посвящена жизни и творчеству замечательного французского композитора, крупнейшего и характернейшего представителя импрессионизма в музыке. Она построена по принципу творческой биографии и ставит своей задачей систематическое, последовательное освещение всего пути Дебюсси как композитора, критика, деятеля и человека. Изложение биографии Дебюсси дается на широком фоне современного ему французского искусства (музыки, литературы, живописи), главные явления которого оцениваются не суммарно, а последовательно, по мере их возникновения и развития, как бы «синхронно» с творческой биографией Дебюсси.

   Книга Куницкой Р. «О романтической поэтике в творчестве Дебюсси» (Москва, 1982) рассказывает о творческом наследии Клода Дебюсси как о важнейшей странице в истории мирового музыкального искусства. Пролегая на грани двух столетий, оно связало явления позднего романтизма с новейшими течениями музыкальной мысли, отразив тем самым некоторые характерные черты переломного периода конца XIX-начала XX столетия. Дебюсси как открытие музыки XX столетия, Дебюсси и классическая музыка, соотношение музыки Дебюсси и импрессионизма в живописи, символизма в поэзии - вокруг этой триады вьется современная музыковедческая мысль, обнаруживая разные, а порой и прямо противоположные суждения в вопросах трактовки ладогармонического языка, связи с импрессионизмом или символизмом - все это подчеркивает значение музыки Дебюсси как искусства переломной эпохи.

   Маргерит Лонг, автор книги «За роялем с Дебюсси» (Москва, 1985) великая французская пианистка, педагог, методист и руководитель различных форм музыкального образования, общественно-музыкальный деятель. Даже сухой, «номенклатурный» перечень сфер ее творческой энергии производит впечатление. Во все это она вкладывала весь жар души и мощь таланта. Более того, она была другом и советником многих французских композиторов, вдохновенным интерпретатором и пропагандистом их сочинений. В их числе - Дебюсси, Форе, Равель, Онеггер, В представленной книге автор короткими, но сильными штрихами набрасывает литературный портрет Дебюсси. Множество кратких, но емких высказываний, звучащих как афоризмы, как постулаты, намечающие исполнителю программу действий. В своей совокупности они воссоздают картину пианизма композитора, приподнимают завесу над тайной его авторской интерпретации.    

                          За чтением музыкальной литературы.jpg На страницах книги выдающего польского музыковеда Стефана Яроцинского «Дебюсси, импрессионизм и символизм» (Москва, 1978) рассматривается сложный процесс формирования творческого облика композитора. Бесспорной удачей Яроциньского следует признать анализ процесса развития идейно-эстетических воззрений Дебюсси: с одной стороны, восприятия им традиций, а с другой - развития черт новаторства   в его творчестве, органически связанного с поэзией французских символистов. Близость Дебюсси к французскому символизму засвидетельствована его обращением к поэзии Шарля Бодлера (вокальные поэмы), Стефана Малларме (симфоническая прелюдия к эклоге «Послеобеденный отдых фавна», романсы). Яроциньский отмечает живой интерес Дебюсси к русской музыке, в которой французский композитор находил многое, отвечающее его эстетическим идеалам. Монография Стефана Яроциньского многое вносит в раскрытие облика великого композитора и особенно ценна тем, что автор не ограничивается музыковедческой спецификой, а раскрывает всю сложность в жизни и творчестве величайшего французского музыканта. Данная книга является частью монументального цикла «Дебюссиана».

Подготовила гл. библиотекарь

отдела нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И.

 

Ждём Вас ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

с 9.30 до 19.00 часов тел. (861) 268-09-33


Дополнительные услуги

- Копирование информации на компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки, внесение поправок в набранные тексты.