Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Русский музыкальный новатор

 

31.jpgМодест Петрович Мусоргский родился в 1839 году в помещичьей семье. Мать стала обучать его музыке с раннего детства. Начиная с семи лет, особые способности Модест проявлял в игре на фортепиано. Будучи восьми лет от роду, он сыграл на этом музыкальном инструменте концерт известного композитора для в гостей дома. Родители мальчика в тот памятный для них вечер услышали множество восторженных комплиментов по поводу его безусловного таланта. Можно сказать, что это детское выступление предрешило дальнейшую биографию Мусоргского. Модеста отдали на фортепианное отделение Петербургской музыкальной школы. Так началась творческая биография будущего прославленного композитора.

В 1852 году Мусоргский начал обучение в военной школе. Занятий музыкой он не оставил, и этот творческий период подарил миру музыкальную пьесу «Подпрапорщик». Получив в 1856 году военное звание подпрапорщика, Мусоргский отправляется на гвардейскую службу. Случай свел его с Бородиным и Даргомыжским, благодаря которому Модест Петрович в 1857 году сблизился с Балакиревым и продолжил свою композиторскую деятельность под его наставничеством.

В 1858 году Мусоргский оставил гвардейскую службу и всецело посвятил себя музыке. Он отправляется в Москву, где заводит знакомства с другими композиторами, входящими в состав творческого коллектива «Могучей кучки» – Лядовым, Рубинштейном и Римским-Корсаковым. В том же году Мусоргский начинает карьеру на государственной службе.

Тесное общение с Римским-Корсаковым приводит его к решению оставить пост чиновника, но это негативно отражается на его финансовом состоянии. Не оставляя музыкальных занятий, он все же возобновляет работу госслужащего в другом ведомстве. Биография последующих лет – красноречивое свидетельство неиссякаемой творческой работоспособности Мусоргского. В то же время она наполнена непрекращающимися столкновениями с властями из-за цензуры его произведений.

В опале оказались оперы «Борис Годунов» и «Семинарист». Поселившись в 1871 году у Римского-Корсакова, Мусоргский под его руководством дорабатывает «Бориса Годунова». В итоговой версии опера увидела свет уже в следующем году, а два года спустя ее разрешили для общественного показа в театре. Вдохновленный успехом, Мусоргский приступил к созданию своей знаменитой «Хованщины». В тот же период у Модеста Петровича возникла идея сюжетной линии «Сорочинской ярмарки».

Начиная с 1875 года, Мусоргский принимает активное участие в различных концертах благотворительного направления. Будучи близким другом Н.А. Римского-Корсакова, он вместе с ним осуществляет постановку «Бориса Годунова» и «Хованщины» в музыкальной школе, директором которой являлся Николай Андреевич.

Примерно с середины 1870-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Крах творческого товарищества Модест Петрович оценил как предательство и малодушие его членов. Следствием жестокого разочарования стала депрессия и тяжелая болезнь. В этом состоянии великий композитор и позировал художнику Илье Репину. Не прошло и двух недель после начала работы над портретом, как Мусоргский скончался в военном госпитале после приступа белой горячки.

Композитор был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но могила его позже была утрачена.

Потрет каждого из гениев в конечном итоге складывается из мнений о нем других людей. О Модесте Мусоргском написаны десятки книг, с наиболее интересными из них мы хотим познакомить наших читателей

Обучающе-развивающая программа Мусоргский М.П. Картинки с выставки [Электронный ресурс] (Москва: Новый диск, 2004) в игровой форме предлагает оригинальные задания на развитие творческого мышления, художественной и музыкальной памяти. Великолепная анимация, музыкальные темы-образы, галерея живописных полотен русских художников, увлекательные и познавательные комментарии, – таковы основные достоинства программы.

Тема отражения фольклора в творчестве композитора достаточно изучена, но в то же время почти неохватна. В книге Г.Л. Головинского «Мусоргский и фольклор» (Москва: Музыка, 1994) рассматривается один из наиболее важных для изучения наследия Мусоргского аспектов – преломление в музыке композитора народного искусства. Автор предпринимает комплексное исследование проблемы – эстетическое, историческое и теоретическое.

В предлагаемой читателю монографии Г.Л. Головинского, М.Д. Сабининой «Модест Петрович Мусоргский» (Москва: Музыка, 1998) авторам удалось по-новому взглянуть на творчество и личность великого русского музыканта, очистить наследие Мусоргского от идеологических напластований и искажающих штампов в истолковании. Впервые столь всесторонне раскрывается личность художника, его окружение, прослеживается эволюция стиля. Особое внимание уделяется творческому методу композитора.

Работа А. Огелевец «Вокальная драматургия Мусоргского» (Москва: Музыка, 1966) посвящена вокально-драматическому мастерству М. Мусоргского, создавшему в трех своих операх естественно льющуюся, правдивую, выразительную, тесно сливающуюся со словами вокальную речь. Вокальная драматургия является одной из специфических сторон музыкальной драматургии оперы. Она тесно связана с внутренней жизнь изображаемой в опере человеческой личности.

Книга А. Орловой «Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества» (Москва: Гос. муз. издательство, 1966) написана в жанре летописи. Эта форма нашла широкое распространение в литературоведении и утвердила себя в музыкознании. Как правило, материалы и документы крайне разбросаны, в значительной части не опубликованы или опубликованы с серьезными дефектами, рассредоточены в многочисленных архивохранилищах. Задача историографа-«летописца» – объединить все разрозненные материалы, выверить их, привести в определенную систему. Собранные по крупицам, систематизированные факты дают возможность полнее взглянуть на личность художника в ее развитии, становлении и свершениях. «Летопись» – монография, целиком основанная на «прижизненных» материалах, касающихся ее героя. Из «посмертных» используются источники только мемуарного характера – такова еще одна особенность этого жанра.

Монография Г.Н. Хубовой «Мусоргский» (Москва: Музыка, 1969) адресована всем, кто хочет как можно больше узнать о творчестве и жизни великого русского композитора. В аналитический раздел входит подробный разбор всех сочинений Мусоргского, в том числе неоконченных – пяти опер (с рассмотрением различных редакций), песен, инструментальных работ. Рассматривается его стиль, творческий метод и влияние на мировую классику. Книга иллюстрирована, содержит нотные примеры и снабжена подробным списком музыкальных произведений с комментариями.

Информацию подготовила вед. библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8


Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).