Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Японский сад – модель мироздания


Сдержанность, чувство меры и художественного такта   присущи японским садам, которые являются пределом пейзажных стремлений в мировом ландшафтном искусстве. Продолжая цикл мероприятий в рамках Года культурного обмена Россия – Япония, отдел литературы по искусству предлагает книжно-иллюстративную выставку «Японский сад – модель мироздания». 

сканирование0001.jpgФормированию японского сада способствовала природа Японии с её мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей: скалистые горы, лесистые холмы, озёра, реки, водопады, песчаные отмели. Любовь к природе японцев, обладающих яркими художественными наклонностями, нашла своё выражение в стремлении сконцентрировать ландшафтное многообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далёк от естественной природы, но образ природы положен в его основу.

сканирование0002.jpgИдея японского сада – самораскрытие природы, проявление её сущности, законов жизни, осознание которых может и должно привести к гармонии человека и природного мира. Художника сада интересовала природа в целом, и его главной задачей было создание модели мироздания с помощью взятых у природы компонентов – скал и камней, деревьев и кустарников, ручьёв и водоёмов. На сравнительно небольшой территории японским мастерам садово-паркового искусства удавалось создать иллюзию бесконечного пространства природы, передать ощущение беспредельного мира. Японский сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощённой в садовой композиции. Достижение человеком безмятежного состояния – главная цель японского ландшафта.

сканирование0003.jpgХудожественная форма многих японских садов очень органична в условиях страны, расположенной на множестве больших и малых островов, омываемых морями. Образ острова в океане, частый в искусстве японских садов, возник на основе реальных природных условий страны. Богатый иллюстративный материал первой части оформленной в отделе экспозиции познакомит с шедеврами японского садового творчества.

Самый живописный японский сад – пейзажный. Он представлял собой комбинацию камней, водоёмов, деревьев, мхов. мостиков, дорожек и предназначался для созерцания из интерьера и для рассматривания во время прогулок. Дорожки пейзажного сада вызывали ощущение таинственного путешествия. Устройство дорожек подсказывало, где остановиться, на что обратить внимание.

Искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. Задача художника – почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовать пластическое пространство сада. Камни в зависимости от размера, формы, местоположения символизировали дикую силу природы, холмы и горы, фон для водопадов.

сканирование0004.jpg сканирование0005.jpg сканирование0006.jpg

Одним из основных элементов пейзажного сада была вода, которая символизировала постоянные изменения в природе. Вода присутствовала в форме водоёма с заливом, островами, песчаными и каменными берегами, изображала спокойную широкую реку или бурный поток с порогами. Ручьи, пруды, бассейны и водопады были ориентированы на солнце, и его лучи участвовали в создании общей картины. Карпы, являющиеся символом долголетия, добавляли движение и цвет водоёму.

В традиционном японском саду было очень мало цветов, преобладали вечнозелёные деревья и кустарники. Художник сада учитывал изменение окраски листьев осенью, форму ветвей зимой – сад должен сохранять красоту и доставлять удовольствие круглый год. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в искусстве выращивания растений нужной величины и формы кроны.

сканирование0007.jpg сканирование0008.jpg сканирование0009.jpg

Все садовые сооружения – мосты, скамьи, светильники, ограды, ворота – выполнялись из естественных материалов (дерево, бамбук, камень) без лака и краски, чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет.

сканирование0010.jpgК типу пейзажных принадлежали сады Золотого и Серебряного павильонов, созданные художником Соами. Они были тонко продуманы в единстве неярких цветовых оттенков, комбинациях природных форм – скал, водоёмов и островов. Воплощающие реальную красоту японской природы, они представляли собой и сложную систему ассоциативных связей и символов. Отражение павильонов в спокойной глади воды вызывало представление о тишине, безмятежности, умиротворении.

сканирование0011.jpgДругими средствами о величии природы повествовал сухой сад. Материал, с которым имел дело художник в сухих садах, содержал иносказание: песок или галька – вода, несущаяся стремительным потоком, низвергающаяся бурным водопадом, разливающаяся необъятным океаном; камни – громады гор, поднимающиеся среди волн.

На иллюзии большого мира, увиденного с высоты, построена выразительность сада монастыря Рёандзи – одного из самых известных, выразительных, исполненных глубокого смысла садов, выполненных в технике сухого ландшафта. Он представляет собой сравнительно небольшую площадку, расположенную перед домом настоятеля монастыря; веранда дома тянется вдоль сада и служит местом созерцания. Продуманное расположение 15 скальных блоков, сгруппированных по 2 –сканирование0012.jpg 3 или 5 камней и разбросанных на засыпанной галькой прямоугольной площадке, создаёт впечатление необычной гармонии. С любого места веранды видны лишь четырнадцать камней, один постоянно скрыт: таким образом выражена мысль, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума». Распределение камней по группам представляет собой блестящий пример асимметричного баланса, которым так славятся японские сады. Расчерченное специальными граблями светлое поле гравия создаёт впечатление ряби на воде, волн в сухих садах. Каждая группа камней окружена мхом, цвет которого изменяется в зависимости от времени года. Жарким летом он коричневый, зимой и весной – ярко-зелёный. В зависимости от времени года и дня изменяется освещённость камней, величина их тени, оттенок и фактура каждого камня; бороздки на песке видятся то чёткими, то размытыми. Сад камней меняется каждый миг, предстаёт разным, неповторимым. Созерцание его красоты, зыбкой и ускользающей, является путём погружения в природу, тождества с ней.

Чайный сад служит барьером, разграничивающим два уровня бытия – повседневный и отвлечённо-возвышенный. Канонический набор чайного сада включает дорожку, ведущую к чайному домику, каменные фонари, каменный таз с водой. Проход через чайный сад был первой ступенью отрешения от мира реальности, повседневности и суеты. Дорожка, извилистая и выложенная из камней неправильной формы, указывала гостю путь; ритуал омовения рук означал обновление и смирение; фонари освещали путь и способствовали эстетическому осмыслению.

сканирование0013.jpg сканирование0014.jpg        

Девиз второй части выставки – «сам себе ландшафтный дизайнер». Опытные профессионалы – авторы книг, размещённых в выставочных витринах, дают основанные на традициях японских садоводов рекомендации, как устроить в своём саду изящный восточный уголок. На страницах изданий читатели обнаружат варианты оформления садов в японском стиле, сопровождаемые подробными комментариями, цветными фотографиями и рисунками.

сканирование0015.jpg сканирование0016.jpg

Искусство садов в Японии сохраняется в виде почитаемых шедевров далёкого прошлого и как живое творчество современного человека. Основные принципы национального сада изучаются ландшафтными архитекторами, видоизменяются в современной манере и используются для организации пространства в больших ансамблях и у отдельных зданий. Выразительность традиционного японского сада возрастает по соседству с архитектурой из стекла и бетона, о чём свидетельствуют материалы выставки, функционирующей в течение августа.

 

Материал подготовила В.П. Гугнина,

главный библиотекарь отдала   литературы по искусству

 

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8


Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).

 

Плюсбиблиотека Массовые общедоступные библиотеки появились на Кубани с установлением Советской власти. В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается 1040 общедоступных библиотек (государственных и муниципальных). Большинство из них было открыто после Великой Отечественной войны.